Заработать деньги – задача не из простых, но еще сложнее сохранить их и приумножить. Особенно этот вопрос актуален в наш век турбулентности, когда то, на что были сделаны ставки еще вчера, сегодня оказывается провальным вариантом. Многие успешные люди берут курс на инвестиции в недвижимость, но и здесь не все так просто: как найти компанию, которой нестрашно будет доверить свои вложения? Редколлегия National Business отправилась на поиски надежных партнеров и на турецком побережье отыскала Татьяну Гюнеш, чей семейный бизнес поможет взять финансово успешный курс.
Татьяна, судя по вашей фамилии, с Турцией вас связывает нечто большее, чем просто работа, верно?
Уже много лет да, благодаря этой стране я нашла не только дело своей жизни, но и семью, признание, любовь. 18 лет назад я переехала сюда, и мы с супругом начали выстраивать наши карьерные пути. Проработав там молодыми и зелеными, мы получили работу в бутике при отеле, куда нас по счастливой случайности взяли вместе с супругом. Буквально через пару месяцев мы поняли, что у нас достаточно знаний и компетенций, чтобы организовать рабочие процессы самостоятельно, а не под чьим–то надзором. Уже тогда у нас прослеживался максимализм и задатки бизнесменов. Так мы открыли свой первый магазин одежды в Турции. Надо признаться, что тогда мне в Турции очень не нравилось, и через какое–то время я уговорила супруга уехать из страны в Бишкек: там находился большой оптовый рынок, который обеспечивал все страны бывшего Советского Союза, и было где развернуться. За полгода там мы очень хорошо поднялись, одна из турецких компаний заметила нас и предложила нам франшизу их товара в этом регионе. Таким образом мы стали развивать и продвигать в Казахстане их товар, после чего судьба привела нас снова в Турцию.
Вы открывались под своим брендом?
Да, MTT Group по начальным буквам имен нашей семьи – у нас уже тогда родилась первая дочь. В Стамбуле, куда мы переехали в 2007 году, мы открыли свою мини–фабрику по производству джинсовой мужской и женской одежды, и у нас даже были заказы от мировых известных брендов, таких, как Dolce Gabbana и Philipp Plein, которые отшивают свои партии в Турции. Когда мы начали устремлять взор в сторону недвижимости на внутреннем рынке, мы в своей области были достаточно успешны. Нам предложили партнерство наши хорошие знакомые, и мы, как истинные предприниматели, стали осваивать эту территорию, в том числе на рынке Стамбула. И это оказалось очень правильным решением, потому что рынок текстиля в скором времени стал перенасыщенным, в то время как рынок недвижимости только начинал набирать обороты. Тогда–то мы и приняли решение о перепрофилировании.
Какой вывод для себя вы сделали на этом этапе?
Вывод о том, что умение быстро принимать решения в условиях неопределенности жизненно необходимо, если хочешь быть успешным предпринимателем. Важно выбирать надежных и проверенных людей для работы и развивать в себе стойкость преодолевать препятствия, находить внутренние ресурсы двигаться дальше, если что–то складывается не так, как того хотелось бы. И искать возможности там, где другие видят лишь проблемы.
Как вам удалось вывести бизнес по недвижимости на высокий уровень рентабельности?
Это была история в духе волшебной арабской сказки. Те времена были для нас финансово сложными, и супругу пришло предложение поработать в логистической компании, так как он имел большой опыт ведения бизнеса. Через какое–то время владелец компании серьезно заболел и вызвал супруга на разговор. Выяснилось, что он не хочет оставлять свое детище на сыновей, потому что те не справятся, а в супруге он увидел человека, который сумеет сохранить бизнес и приумножить доходы. Мы, естественно, договорились об определенных решениях по проценту, которые мы выплатили его детям – а как иначе, не могли же мы просто взять и забрать себе компанию, верно? И таким невероятным способом через логистику у нас появилась возможность развивать наше дело, перенаправлять денежные потоки с логистики в область недвижимости, потому что на тот момент была необходимость выхода с внутреннего рынка недвижимости на внешний. К тому моменту мы уже поняли, что в бизнесе важно делать себе имя и становиться номером один в своей профессиональной области. И где–то к 2012 году, как раз в те времена, когда иностранным гражданам уже разрешили в Турции оформлять недвижимость в собственность, мы были подготовлены как инфраструктура.
Вы к тому времени уже накопили достаточно опыта в бизнесе, верно?
Да, но важным было еще то, что был освоен ментальный код Турции. А он очень сильно отличается от российского, и мне к этому надо было привыкнуть. Понимание того, как ведут бизнес в конкретной стране, оказывает колоссальное влияние на то, будете вы успешны или нет. Недостаточно быть просто предпринимателем, нужно уметь считывать культурные коды.
“НЕДОСТАТОЧНО БЫТЬ ПРОСТО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, НУЖНО УМЕТЬ СЧИТЫВАТЬ КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ”
Ваш бизнес в области недвижимости можно назвать семейным?
И да, и нет. У нас очень четко поделены обязанности. Например, супруг отвечает за взаимодействие с турецкими структурами, компаниями, партнерами, потому что все–таки это его родной менталитет. Я несу ответственность за стратегическое развитие компании, за внешние связи, потому что мне важно выстраивать план на несколько шагов вперед и видеть дальнейшее направление движения. Также продажи, маркетинг, переговоры с клиентами – это моя прерогатива.
Как вы обозначаете себя с точки зрения бизнеса?
Мы представляем собой целый холдинг Expert Group, в который входят пять направлений: логистика, консалтинг, строительство, агентство недвижимости и аграриум. Все они существуют в одной экосистеме, и часто наши клиенты из одной сферы переходят в другую, когда начинают ощущать себя устойчиво и хотят развиваться дальше. Основной фокус у нас на строительстве и агентстве недвижимости, но по предыдущему опыту ведения бизнеса мы понимаем: бизнес устойчив тогда, когда его диверсифицируешь.
А какие страны в основном представляют ваши инвесторы?
Наши основные инвесторы представлены местным населением. Потому что, как мы с вами успели заметить за пару лет, разные факторы могут повлиять на возможность взаимодействия со страной, и важно всегда сохранять ориентацию на внутренний рынок. Это базовый принцип работы в области заземления недвижимого имущества. Если же речь идет об иностранных инвесторах, то это люди, которые релоцируют свои денежные средства в Турцию, чтобы быть спокойными насчет своих финансов, сохранить их и приумножить. А мы выступаем в роли проводников и указываем, какая область для этого сейчас наиболее выгодна. Самое главное здесь – найти и предложить клиенту объект, ликвидность которого очевидна и максимально будет расти не только сейчас, но и ближайшие несколько лет.
Каким образом вас находят клиенты?
Конечно, есть традиционные маркетинговые инструменты, и мы регулярно их развиваем и делаем на них большие ставки. Но недавний анализ наших данных показывает, что большая часть нашего клиентского портфеля приходит к нам по рекомендации, и это я считаю очень показательным. Это знак, что мы движемся в верном направлении. Кстати, это будет справедливо в принципе для любого бизнеса. Бизнес должен держать фокус на клиентоцентричность.
Кто ваши основные конкуренты?
В настоящий момент это Арабские Эмираты и их мощная маркетинговая концепция, что все самое лучшее находится именно у них. Психологически это оказывает очень мощное влияние, потому что мышление современного человека заточено под постоянное стремление вверх. И они этим умело пользуются. Но дело в том, что у Арабских Эмиратов нет той истории, которая есть у Турции, нет своей природы, там все искусственное. А ценность земли и имущества формируется именно за счет этих факторов.
Каковы преимущества вашего стиля ведения бизнеса?
Во–первых, он базируется на порядочности. Это фундамент всего. Мы придерживаемся того принципа, что в своей работе мы не должны и не имеем права навредить другому человеку. Мы заботимся о своей репутации, нам важно, что человек приходит к нам и может довериться в таких важных вопросах. Мы это очень ценим. Во–вторых, мы финансово состоятельны и бизнес ведем не просто ради денег, а потому что нам это очень нравится. Деньги – это бонус. И это помогает нам сохранять устойчивость в ведении дел. В-третьих, мы являемся экспертами! Мы понимаем этот рынок, ментальный код и имеем устойчивость и связи. Накоплен большой опыт, и это помогает нам решать задачи клиентов максимально успешным образом.
Текст: Анна Савчук, Елизавета Папуткова.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.