В первую волну пандемии этот вид бизнеса столкнулся с невозможностью работать в правовом поле. Все помнят закрытие салонов во время первой волны и рост рынка оказания подпольных услуг в этой сфере. Затем определенные сложности вызвало введение QR- кодов. По сути пандемия в совокупности с другими факторами, такими, как самозанятость, повышение пенсионного возраста, развитие социальных сетей и бездействие властей в отношении мастеров-надомников откатила уровень предприятий индустрии к девяностым годам двадцатого века.
В первую очередь поменялось сознание и психология специалистов, работающих в салонах. Если в доковидные времена мастера в большинстве случаев держались за свои места, были заинтересованы в официальном трудоустройстве, то получив опыт нелегальной работы и легких денег (ведь мастер забирает себе полную стоимость услуги, вычитая только стоимость материалов, не платит налоги и не несет затрат, которые есть у официального салона), сейчас все стремятся в лучшем случае уйти в самозанятые, а в худшем в серый сектор экономики. Естественно, предприятия индустрии красоты испытывают кадровый голод, и речь уже идет даже не о квалифицированных, а о начинающих и средних специалистах.
Большая часть салонов стала работать по принципу коворкинга, то есть сдавая в аренду рабочие места. Такой бизнес существовал и до этого, но никогда не считался эффективной моделью, поскольку очень сложно контролировать качество услуг в подобном заведении. Соответственно, в таком салоне не может быть единой концепции, стандартов, каждый специалист самостоятельно закупает продукцию для работы и чаще всего не обладает достаточным финансовым ресурсом для приобретения всего необходимого для полного соблюдения протокола процедуры, начинает экономить, заменять косметические продукты на более дешевые. Плюс проконтролировать таких специалистов на наличие санитарных книжек невозможно, поскольку при заключении договора аренды нет таких требований. А это уже безопасность посетителей.
Такая ситуация привела и к падению общего уровня сервиса. Хороший сервис есть там, где клиент не испытывает дискомфорта, и если театр начинается с вешалки, то салон начинается с улыбки администратора. Вот эта должность как раз и пропала первой, мастера самостоятельно записывают клиентов, приглашают на процедуры. Именно так и начинала формироваться отрасль еще прошлом веке, и, конечно, это откат назад. Многие собственники салонов, которые стояли у истоков этой индустрии, жалуются, что в том числе и из–за попустительского отношения государственных органов полностью разрушена система, которая создавалась более двадцати лет.
Конечно, развал этой индустрии значительно снижает качество жизни всего населения. Например, для работы в салонах используется специальная вентиляция, а если мастер работает на дому в многоквартирном доме, то весь дом дышит результатами его работы (пыль от ногтей, волос, химические средства). А как происходит стерилизация инструмента, а утилизация биологических отходов? Не говоря уже об элементарных медицинских книжках и смывах с поверхностей, которые регулярно делает Роспотребнадзор?
Есть еще один немаловажный фактор. Если при оказании некачественной услуги в традиционном салоне красоты недовольный посетитель может обратиться в соответствующие органы и написать жалобу на заведение, то при оказании услуги в коворкинге или на дому ответственность несет специалист, и его значительно сложнее привлечь к возмещению ущерба, а если он работает нелегально, то это становится практически невозможно.
К сожалению, на данном этапе прогнозы неутешительны. Пока государство не примет мер по регулированию рынка самозанятых специалистов (что включает не только уплату налогов, но и соблюдение санитарных норм), восстановления рынка качественных услуг салонов красоты полного спектра в ближайшее время ожидать не придется.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.