Современный рынок культурной индустрии остро нуждается в квалифицированных специалистах, знающих тонкости продюсирования социокультурных проектов и обладающих навыками творческого проектирования. Однако комплексных образовательных программ, которые носили бы междисциплинарный характер и сочетали бы в себе профессиональные компетенции и навыки продвижения социокультурного контента, на данный момент сложно найти в вузах нашей страны. Задачу сломать стереотипы и открыть для студентов новые профессиональные грани поставили перед собой организаторы новой образовательной программы, которая запускается в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете в 2022 году.
Шубаева Вероника Георгиевна, проректор по учебной и методической работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор.
В чем актуальность этой образовательной программы?
Образовательная программа была инициирована профессиональным сообществом с фокусом на подготовку кадров опережающего развития. Программа моделировалась под запрос рынка труда, где велась комплексная работа по связи профессиональных, надпрофессиональных и цифровых навыков в одном образовательном продукте, который может по праву называться инновационным. СПБГЭУ является флагманским университетом в области экономического образования, в котором запускаемые программы обучения должны всецело реализовывать задачи профессий будущего.
Можно ли в других вузах нашей страны получить высшее образование в сфере продюсирования социокультурных проектов?
На сегодняшний день на образовательном рынке достаточно много предложений в сфере продюсирования. Обычно это краткосрочные курсы и тренинги, направленные на подготовку продюсеров узкого профиля под конкретный тип проектов, например, продюсирование онлайн-курсов. Также на рынке присутствуют частные школы известных продюсеров, предлагающих узконаправленные программы по музыкальному продюсированию. Такие программы, как правило, краткосрочны, очень ограничены по тематике и не дают системного представления о такой сложной профессиональной сфере деятельности. Что касается высшего образования, то перечень программ ограничивается всего несколькими предложениями в области продюсирования кино, телевизионных или театральных проектов. Комплексные образовательные программы, позволяющие реализовать свой проект под руководством опытного профессионала и получить представление и навыки творческого проектирования, организации, продвижения, управления, финансирования с учетом специфики различных типов социокультурных проектов университетами не предлагаются.
Где, по замыслу разработчиков программы, смогут работать выпускники СПБГЭУ, получившие образование по данной программе?
Уровень подготовки выпускников этой программы позволит уверенно чувствовать себя в создании и реализации в первую очередь собственных творческих бизнес-проектов различного масштаба. А также в проектах, инициируемых и реализуемых широким спектром организаций креативных индустрий, компаний – профессиональных организаторов социокультурных проектов, предпринимательскими организациями и их профессиональными сообществами, корпорациями, государственными структурами. Они смогут в полной мере реализовать свои задумки и раскрыть креативный потенциал.
ПРОДЮСЕР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ – ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ Т-ОБРАЗНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ, СОЧЕТАЮЩИЙ В СЕБЕ КОМПЕТЕНЦИИ ТРЕНДВОТЧЕРА, ФОРСАЙТЕРА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Что для Вас будет являться показателем достижения качественного результата?
Лучший показатель – востребованные выпускники. Когда работодатели отмечают студентов еще на этапе обучения и инициируют разработку социокультурных проектов в интересах компаний в рамках производственной практики и работы над магистерской диссертацией. И, безусловно, это положительная динамика количества поступающих на программу абитуриентов, трудоустройство выпускников по итогам обучения и карьерный рост.
Кострюкова Оксана Николаевна, декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства, зав. кафедрой сервисной и конгрессно-выставочной деятельности, научный руководитель магистерской программы «Продюсирование социокультурных проектов» (направление подготовки 38.04.03 «Менеджмент»), кандидат экономических наук.
Какая проблема в нынешних условиях существует в сфере продюсирования культурных и творческих проектов?
Наверное, можно отметить следующий ключевой аспект. Пока ты на практике не столкнешься с необходимостью придумывать что-то креативное и оригинальное, планировать и прорабатывать все детали, собирать команду, искать инвесторов и партнеров, контролировать процесс, не выбиваться из графика и бюджета, грамотно представлять свою идею рынку и получать отдачу и положительные отзывы, ты даже представить не можешь, какой объем знаний, навыков и умений тебе для этого необходим. Что-то можно прочитать в учебниках, но умению договариваться, мыслить нестандартно, креативно, оперативно справляться с авралами, просчитывать риски, убеждать потенциальных стейкхолдеров можно научиться только путем кропотливой работы, анализа реальных кейсов, общением с опытными наставниками, методом собственных проб и ошибок. И лучше, чтобы эти ошибки совершались исключительно в учебной аудитории и исправлялись твердой рукой мастеров своего дела.
Обращались ли Вы к опыту зарубежных коллег при создании этой образовательной программы? Или она является уникальной?
При разработке программы был изучен опыт ведущих зарубежных университетов, партнеров СПбГЭУ из Франции, Германии, Великобритании в части того, какими компетенциями должен обладать современный продюсер, реализующий свои проекты в креативных индустриях. При этом программа уникальна своим модульным форматом и подходом, ориентированным на практику, позволяющим обучающемуся влиять на выбор своей уникальной специализации в том или ином типе социокультурных проектов (аудиовизуальные проекты, образовательные проекты, туризм, широкий спектр творческих проектов), формируя при этом сбалансированный набор навыков в ключевых областях деятельности продюсера как управленца нового поколения. Не только администратора, но и создателя, вдохновителя собственного проекта, финансового менеджера и предпринимателя высшего уровня.
Какие навыки и умения должны приобрести студенты, обучаясь по этой специальности?
Мы ожидаем, что в результате освоения учебной программы магистр будет способен занимать активную и ответственную позицию в команде, демонстрировать лидерские качества и умения. Безусловно, будущий продюсер способен генерировать и адаптировать оригинальные, нестандартные и актуальные идеи и продукты в социокультурной сфере под текущие и стратегические задачи развития с учетом современных трендов в креативных отраслях. Также выпускник программы должен овладеть навыками оценки социальных, экономических и технологических условий осуществления профессиональной деятельности при реализации творческих проектов, уметь подобрать команду, просчитать бизнес-модель, защитить проект перед стейкхолдерами и инвесторами, организовать весь производственный процесс и уметь управлять финансами.
Какие дисциплины будут преподаваться на этом курсе?
В рамках программы представлен широкий спектр учебных дисциплин, которые позволяют максимально полно сформировать те актуальные компетенции, знания, умения и навыки, которые являются необходимыми и достаточными для профессионала, чтобы он чувствовал себя уверенно и в перспективе был востребован на рынке труда. В частности, в учебном плане есть дисциплины, формирующие современную цифровую компетентность, такие, как «Проектное управление в условиях цифровизации», «Интеллектуальные информационные системы», «Цифровые метанавыки». Погружение в управление проектами обеспечивают такие дисциплины, как «Стратегический менеджмент», «Управленческая экономика», «Социокультурное проектирование», «Продюсирование как управленческая компетенция», «Проектное финансирование в социокультурной сфере», а также отдельная дисциплина «Проект: продюсирование социокультурных проектов», которая позволяет разработать и реализовать от A до Я свой стартап, свой собственный творческий проект. Кроме того, для формирования устойчивых навыков высокоэффективного предпринимателя, управленца и организатора введены в учебный план такие дисциплины, как «Креативное мышление в бизнесе», «Трендвотчинг», «GR коммуникации и практика связей с общественностью», «Инструменты и технологии организации онлайн деловых событий», «Интегрированные маркетинговые коммуникации и управление брендами в области продюсирования», «Клиентоцентричность и человекоцентричность в условиях цифровизации экономики».
Кто будет вести основные дисциплины на курсе?
Отличительной особенностью, «фишкой», если можно так сказать, данной программы является привлечение опытнейших практиков, представителей элиты профессионального продюсерского сообщества для максимального погружения в практику, для минимизации разрыва между реалиями рынка труда и обучением, чтобы нашим выпускникам не надо было действовать по известному принципу: «А теперь забудьте всё, чему вас учили в вузе! На практике всё по-другому». Наши приглашенные профессионалы готовы поделиться с обучающимися тайнами и лайфхаками профессии продюсера, они разработали уникальные авторские учебные курсы, с материалами которых можно познакомиться исключительно в рамках данной программы.
НАША ЗАДАЧА СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ВЫПУСКНИКАМ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ИЗВЕСТНОМУ ПРИНЦИПУ: «ЗАБУДЬТЕ ВСЕ, ЧЕМУ ВАС УЧИЛИ. НА ПРАКТИКЕ ВСЕ ПО-ДРУГОМУ»
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.