Социальное предпринимательство становится все более значимым в структуре российской экономики. Бизнес разделяет с государством ответственность за решение социальных проблем. Сегодня инклюзивность – не просто модное течение, а осознанный выбор тех, кто стремится сделать мир лучше. Вместе с Юлией Демиденко, социальным предпринимателем из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы обсудили, как бизнес может стать мощным инструментом для положительных изменений в обществе.
– Юлия, почему Вы решили сосредоточиться на решении задач, напрямую с бизнесом не связанных?
– Социальная ответственность, как известно, делает бизнес более привлекательным для инвестирования. Я решила перейти от разовых инициатив к системной работе и выбрала инклюзию ключевым вектором развития во всех своих проектах. Моя основная цель – создание по-настоящему доступной среды, которая позволит каждому человеку пользоваться товарами и услугами на равных условиях. Механизм создания доступной среды не сработает, пока бизнес не включится в этот процесс, не начнет принимать инклюзию как ценность лично для себя, своих близких и для своей компании.
– Что вдохновило вас на создание бизнеса, который направлен на улучшение доступной среды?
– Управляя проектами, в том числе с государственными заказчиками, у меня еще был опыт руководящей работы в сети “Детский мир” в Петербурге, который позволил увидеть, с какими трудностями на самом деле приходится сталкиваться мамочкам при походе в магазин. Как правило, у них несколько маленьких детей, часто и вовсе коляски, а ждать помощи не от кого, поэтому приходится самостоятельно справляться со ступеньками и прочими трудностями. Такое приятное действие, как покупка ребенку одежды или игрушек, может обернуться настоящим испытанием. Обычно мы не задумываемся о том, достаточно ли широкие проходы в супермаркетах, удобно ли маневрировать между ними с коляской, а ведь многим приходится сталкиваться с этим каждый день. Следовательно, среда, даже в таких, казалось бы, очевидных случаях, далеко не благоприятна. Это побудило меня начать изучать данный вопрос.
– В обществе сложилось мнение, что доступная среда – это только для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так ли это?
– Нет, это не так. Мы привыкли, что под маломобильными группами населения подразумеваются люди с ограниченными возможностями здоровья, но на самом деле это более широкое понятие. Это еще мамы с колясками, дети маленького возраста до 5 лет, пенсионеры, беременные женщины и люди, временно потерявшие трудоспособность. Каждый из нас в тот или иной жизненный период может относиться к этой категории. И если посмотреть на проблему с такой стороны, то становится понятно, что доступная среда необходима каждому.
– Часто можно заметить, что требования по обустройству доступной среды выполняются формально, воспользоваться же ими невозможно. Из-за чего это происходит, и как решить эту проблему?
– Для того чтобы в зданиях не появлялись пандусы, которыми невозможно воспользоваться, и другие элементы доступной среды “для вида”, начинать нужно с обучения и разъяснений принципов, наглядной демонстрации действия оборудования и обследований, контактных лекций с вовлечением предпринимателей и руководителей. Любой наш проект начинается именно с этого. Доступная среда достигается как за счет физического оборудования, так и за счет правильных управленческих решений. Кстати, «доставка» услуги или товара на дом – это тоже решение. Нужно понимать, что всегда нужно стараться найти способ, как сделать комфортно для всех групп населения. Даже если речь идет об исторических объектах, где по закону нельзя менять внешний вид и воздействовать, устанавливая вспомогательные конструкции, можно использовать другие способы, например переносные мобильные конструкции как разумное приспособление. Если мы создаем новое пространство, предметы, то они должны быть удобны нам. Создавать среду под человека по принципу универсального дизайна. Все это есть в законодательной базе. Я придерживаюсь мысли, что желание ищет способ, нежелание – причину.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь при реализации проектов?
– Инклюзивный проект – это серьезный вызов, потому что требует рассмотрения большого количества вводных, анализа самых разных групп пользователей и их потребностей. Ещё сложнее после длительных согласований потом правильно реализовать задуманное. Мы привыкли к тому, что выйти из дома – простое действие, а для кого-то это целое испытание. Также нужно понимать, все хотят вести активную и насыщенную жизнь, и в наших силах сделать все, чтобы у людей были возможности для этого. Многие объекты оборудованы, но есть сложности с обслуживанием.
– Как вы работаете с местными и региональными властями и другими организациями для продвижения ваших инициатив?
– Социальная сфера невозможна без взаимодействия с государственными институтами. Основной потребитель наших услуг – это государственные заказчики, так как рынок коммерческих заказов не очень развит. Сейчас мы получили грант от центра поддержки малого и среднего предпринимательства Ленинградской области, и в рамках его реализации проводим ряд просветительских мероприятий, которые показывают значимость инклюзивности. Радостно видеть, что предприниматели действительно откликаются. С некоммерческим сектором мы хорошие партнеры и всегда открыты для сотрудничества.
– Какой совет вы бы дали социальным предпринимателям, которые хотят заниматься подобной деятельностью?
– Я думаю, что самое главное – настроиться на длительные проекты. Инклюзия – это не точка назначения, а путь, процесс постоянного переосмысления: что, для кого и вместе с кем мы делаем.
– Какие у вас планы на будущее?
– Важен комплексный подход, поэтому мы вступили в саморегулируемую организацию (СРО) и теперь будем не только рекомендовать и устанавливать оборудование, но и проектировать доступную среду «под ключ». Это не только объекты, но и маршруты, в том числе и туристические. Тактильные копии, макеты и дополненная сенсорными визуализаторами реальность. Это уже образование. Таким образом, инклюзивные проекты могут найти отражение во всех сферах. Проект “Доступно-всем.рф” сейчас находится в стадии активного развития и получил грант, и в ближайшие три года я однозначно буду заниматься социальным предпринимательством.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.