Океан возможностей и море идей: Надежда Федорова о дизайне интерьеров
Судостроение – одна из немногих областей, которая до сих пор считается “мужской”. Однако наша героиня служит отличным примером, доказывающим, что девушки могут все. Надежда Федорова – художник-конструктор в судостроительной отрасли, а также дизайнер интерьеров и декоратор. С ней мы обсудили наиболее важные вопросы, касающиеся непростой сферы дизайна. Нужно ли высшее образование дизайнерам интерьеров? Какое будущее у индустрии в связи с появлением нейросетей? С чего начать путь молодому специалисту?
– Сегодня дизайн – очень популярная сфера деятельности, многие предлагают курсы и наставничество в этой области. Неужели любой может стать дизайнером?
– Да, в последние несколько лет профессия дизайнера стала очень востребованной и модной, поэтому появилось большое количество специалистов, но далеко не все обладают необходимым уровнем компетенций, к сожалению. Дизайн – это сложная отрасль, и сейчас она сильно меняется и адаптируется под современные реалии. Появляются нейросети, рынок перенасыщен кадрами, и каждый год их становится все больше и больше из-за различных образовательных курсов.
– Нужно ли получать высшее образование, чтобы быть дизайнером? Это же ремесло, по большому счету.
– Я уверена, что высшее образование необходимо. Дизайн – это не только про умение красиво расставить мебель и подобрать занавески в тон, это и про техническую часть, инженерный набор опций, благодаря которому человек может считаться профессионалом. Более того, важно понимать, что дизайнер, в отличие, например, от художника, – не самостоятельная персона: у него должны быть партнеры, подрядчики. Здесь уже разговор об управленческой компетенции, менеджменте, которому студенты обучаются в вузе. Также за 5 лет они развивают насмотренность, чувство стиля.
– Вы согласны с утверждением, что вкус либо есть, либо – нет? И определяет ли наличие или отсутствие вкуса выбор профессии?
– Я с этим согласна отчасти. “Врожденный” вкус станет большим преимуществом для дизайнера, позволит ему творить как деятелю искусства, самовыражаться, чувствовать себя свободно. Таким людям, по сути, и образование не так важно, потому что они, как правило, самородки, которым достаточно почувствовать вдохновение, и они уже могут создать шедевр. Если же этого вкуса от природы нет, то человеку, как раз таки, поможет высшее образование, где у него будут наставники, единомышленники, неповторимая среда и окружение, благодаря которым появится и чувство стиля, и насмотренность, которые могут хорошо продаваться и монетизироваться. Поэтому я не думаю, что наличие или отсутствие вкуса определяют карьерный трек, всегда вопрос в желании и стремлении обучиться той или иной профессии.
– Вы сразу выбрали это направление для себя?
– Практически, да. Моя любовь к искусству зародилась еще в детстве. Папа – человек творческий, занимался гравюрой. У меня всегда было много рисунков, а папа собрал для меня целую коллекцию детской литературы с прекрасными иллюстрациями. Я росла, окруженная красотой. Именно он, я считаю, вдохновил меня на этот путь.
– Значит, все было предопределено, все закладывается в детстве. Но дизайн в судостроительной отрасли. Почему именно в этой области?
– Я очень люблю масштабные проекты. А судостроение – это та область, в которой я могу реализовать свои амбиции.
– В чем заключается Ваша работа?
– Чтобы воплотить в жизнь разнообразные задачи по дизайну корабля, мы собрали команду специалистов, каждый из которых – эксперт в своей области. Мы занимаемся не только внешним обликом судна, учитывая при этом технические характеристики и пожелания заказчика, но и создаем комфортные интерьеры жилых кают, кают-компаний и других помещений общего пользования.
– Я знаю, что помимо основной работы, Вы участвуете в реализации, так скажем, гражданских проектов.
– Да, у меня есть опыт работы в других сферах, не связанных с судостроением. Я также декоратор, окончила курсы по этой специальности и занимаюсь оформлением витрин. Один из последних проектов, который мне особенно запомнился, – дизайн библиотеки. Я очень люблю читать, книги играют важную роль в моей жизни. Поэтому я с радостью приняла участие в "Хакатоне для дизайнеров".
– Что это за проект?
– Задача была в том, чтобы обновить дизайн библиотеки, сделать ее более современной и привлекательной для читателей, особенно для молодежи. В проекте участвовало несколько команд, которые получили разные объекты для работы. Нам досталась библиотека в Вырице. Основная проблема заключается в том, что "Хакатон" не предоставляет финансирования на реализацию дизайн-проекта. Поэтому пока наш проект только в виде эскизов. Но я мечтаю увидеть его воплощенным в жизнь, ведь это библиотека имени Ефремова, писателя-фантаста, и наша команда постаралась отразить это в дизайне.
– У Вас есть ролевая модель в профессии? Кто из дизайнеров, архитекторов вызывает восхищение?
Одиль Декк – это настоящая легенда архитектуры. Французский архитектор, основательница и директор прогрессивного Confluence Institute for Innovation and Creative Strategies in Architecture в Лионе, она входит в число самых титулованных специалистов Европы. Ее портфолио впечатляет: Музей геологии и антропологии Таншан в Нанкине, Китай, расширение Museo d'Arte Contemporanea di Roma – лишь некоторые из ее ключевых проектов. Одиль знает цену успеха: "Если вы женщина-архитектор, вам придется постоянно бороться".
– С появлением искусственного интеллекта есть ощущение, что дизайном может заниматься даже ребенок. Для Вас это угроза?
– Однозначно нет. Я подружилась с нейросетью и теперь она мой помощник, но не конкурент. Дизайнер – это, прежде всего, генератор идей. Он привносит свежий взгляд на привычные вещи, черпая вдохновение из окружающей среды, пространства или истории своих заказчиков. Нейросеть такого не может. Поэтому я использую ее для реализации технических вещей, чтобы сэкономить собственное время.
– Какими проектами Вы особенно гордитесь?
– Подобных проектов у меня пока не было. Но у меня есть большая мечта: создать пространство, где соберутся дизайнеры разных направлений, специалисты с уникальными компетенциями, чтобы решать любые задачи для клиентов. Можно назвать это неким креативным хабом. В Петербурге уже пытались создать такой проект, я говорю о пространстве DDA. Очень хочется докрутить эту идею и сделать более масштабной.
– Как определиться с выбором учебного заведения, если ты действительно хочешь заняться дизайном?
– Как я уже говорила, высшее образование, на мой взгляд, это очень важно, и в этом плане я за классический подход. Но на мое становление как профессионала в не меньшей степени, чем образование, повлияло наставничество, и я могу с уверенностью сказать, что это незаменимый опыт. Если ты хочешь стать настоящим профессионалом, рядом обязательно должен быть специалист, готовый передать навыки и знания, потому что это сэкономит время и позволит намного быстрее стать востребованным дизайнером. Поэтому я хочу обратиться к коллегам с большим количеством работ и успешных кейсов: будьте щедры, берите в наставничество молодых дизайнеров, и давайте сделаем российскую школу дизайна такой, которой захочется восхищаться не только внутри страны, но и на международной арене.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.