Елена Бабурина - Социолог, коуч предпринимателей и экспертов, ментор для коучей, тренер личностного роста, автор и ведущая онлайн-курсов повышения уверенности в себе и личной эффективности.
Почему в России коучей больше, чем слесарей
«Сейчас все коучами стали, на заводах некому работать» – пожалуй, самая популярная фраза, которую я слышала от скептиков на протяжении почти десяти лет своей коучинговой практики. Что примечательно, ни один из тех, кто так говорил, не работал на заводе. Это забавно, но бессмысленно, на мой взгляд, потому что профессии коуча и слесаря, например, абсолютно не конкурируют за адептов. В коучинг, в основном, приходят из бизнеса, консалтинга, психологии, спорта, педагогики, менеджмента. Вопреки общественным предрассудкам, людей, не имеющих никакого личного или профессионального опыта, становящихся коучами, крайне мало.
«Каждый второй теперь – коуч» – это когнитивное искажение, вызванное особенностями среды предпринимателей в крупных городах, ведущих активную социальную и виртуальную жизнь. Только представьте, насколько это узкая прослойка населения! Именно из соцсетей на нас обрушивается бесконечный поток предложений что-нибудь «прокачать» и сделать х10 в доходе за три недели. А вот блоги слесарей мне не попадались.
Большинство из тех, кто называет себя коучами, ими не являются. Это могут быть консультанты, тренеры, наставники, менторы, психологи, учителя и т.д. Да, это все разные виды деятельности и экспертизы. Чаще всего это консультанты. При этом коучинг ничего общего практически не имеет с консалтингом: коуч не дает советы о том, как клиенту лучше вести бизнес или строить личные и профессиональные отношения, потому что он не знает, как правильно для клиента. Задача коуча – стать для клиента партнером для исследования его собственных представлений о правильном и неправильном, его ценностей, его миссии. Горизонтальные отношения двух равных взрослых людей без правильных ответов и заранее спланированного результата – в этом принципиальное отличие коучинга от других «помогающих» профессий.
Мне самой порой кажется, что кругом одни коучи, но эта иллюзия быстро рассеивается по мере отдаления от Невского проспекта. Да что говорить – даже Word и Т9 до сих пор подчеркивают слово «коучинг»!
Почему на Западе привычна практика обращения к бизнес-коучам, а в России их считают шарлатанами?
Крупные западные корпорации, в которых и начали применять командный коучинг и коучинг первых лиц на регулярной основе, насчитывают сотню лет в своем стабильном развитии. Бизнес-процессы международного корпоративного бизнеса предусматривают услуги тренеров и коучей для сотрудников, доказав свою эффективность. Российскому же малому и среднему бизнесу – всего пара десятков, и многие компании находятся на стадии выживания, не говоря уже о том, что 9 из 10 стартапов по статистике погибают в первый же год. Начинающие предприниматели часто говорят: «Пока свободных денег нет. Вот, раскручусь – приду в коучинг», не понимая, что работа с коучем – это, прежде всего, работа с собственным мышлением, которая помогает успешно справляться с вызовами современной жизни за счет повышения личной эффективности, развития осознанности и способности к стратегическому анализу.
Как распознать «настоящего» коуча?
Очень просто! Коучинг – это сертифицируемая деятельность. Настоящий коуч в своей работе должен демонстрировать владение профессиональными компетенциями, предусмотренными стандартами профессии. Разумеется, потенциальный клиент не должен сам их знать, но гарантию того, что коуч это умеет, даст документ о прохождении обучающей программы, аккредитованной международными профессиональными сообществами. Чем масштабнее ваши бизнес-задачи, тем более опытным должен быть ваш коуч. Спросите его о количестве часов индивидуальной и групповой практики, о том, регулярно ли он проходит супервизии и обращается ли к менторам для профессионального и личного роста.
Коучинг – это, прежде всего, отношения, поэтому при выборе специалиста не бойтесь доверять своей интуиции и личной симпатии. Вам должно быть приятно и интересно с человеком, поэтому можете смело выбирать и по внешнему виду, и по голосу.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.