В экспертном сообществе активно обсуждается проект федерального закона об экономике замкнутого цикла (ЭЗЦ), который призван урегулировать отношения участников сферы переработки отходов. Каковы преимущества ЭЗЦ перед сложившейся системой обращения с отходами? Что предстоит сделать для стопроцентной переработки отходов?
На эти и другие вопросы журнала отвечает наш эксперт, председатель правления Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО (СОПП УрФО), председатель комитета Уральской ТПП по развитию ЭЗЦ и экологии, директор ООО «Этиламин-Ек» (утилизация отходов нефтепродуктов) Сергей Литвиненко.
– Сергей Александрович, Указ президента № 474 от 27 июля 2020 года ставит целью к 2030 году обеспечить стопроцентную сортировку ТКО (твердых коммунальных отходов), а также снизить как минимум вдвое объем отходов, направляемых на полигоны для захоронения. Что делается в этом направлении в Свердловской области? Каковы возможности вашего СОПП УрФО в этом плане?
– Предприятия малого и среднего бизнеса занимаются переработкой отходов производства и потребления уже давно, но разрозненно и бессистемно, каждое в своей нише. В 2020 году мы объединили свои усилия в рамках Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО (СОПП).
Для создания и развития отрасли переработки отходов необходимо решить нескольких принципиальных задач. Прежде всего, организовать раздельный сбор отходов ТКО с доступной и понятной инфраструктурой (основные виды: пластик, стекло, бумага, органические отходы). Следующий шаг – наладить взаимодействие между участниками отрасли: региональными операторами (РО), мусоросортировочными комплексами (МСК), утилизаторами, органами муниципальных и региональных властей, а также управляющими компаниями ЖКХ, ТСЖ, на территории которых установлены контейнеры для сбора мусора. Определенных успехов наши союзники (члены СОПП) в этих направлениях достигли. Но для радикального реформирования всей отрасли требуется принятие целого ряда нормативных актов на разных уровнях.
Егор Свалов, зам. министра энергетики и ЖКХ Свердловской области:
«Свердловская область активно участвует в подготовке законопроекта об ЭЗЦ, ведет плодотворный диалог с Минприроды России и другими профильными ведомствами, делится с ними своими экспертными наработками. А их у нас достаточно много. Узкие места и варианты их расшивки обсуждаются на круглых столах, которые инициируют руководители профильного комитета Уральской ТПП и СОПП, активно участвует в них и наше министерство. Мы, можно сказать, единомышленники в этих вопросах!
Сегодня уже очевидно, что для координации усилий всех участников сферы переработки отходов требуется создание некоего независимого центра или проектного офиса, который сможет координировать и контролировать усилия всех звеньев технологической цепочки. Роль, функции и полномочия такого органа в системе органов власти будут окончательно понятны после принятия Федерального закона «Об ЭЗЦ».
В этих целях мы активно взаимодействуем с региональными деловыми объединениями, такими как СОО «ОПОРА РОССИИ», Уральская ТПП, Деловая Россия. Проводим консультации с органами федеральной и региональной власти, институтом экономики УрО РАН и УрГЭУ(СИНХ). В рядах наших единомышленников – Илья Владимирович Тыщенко, председатель СОО «ОПОРА РОССИИ», поддержавший создание в областном отделении профильного комитета по реформированию отрасли по обращению с отходами, и Андрей Адольфович Беседин, президент Уральской ТПП, который содействовал созданию Комитета по развитию ЭЗЦ и экологии в составе УТПП.
Мы участвуем в дискуссиях на федеральных площадках «Совета ТПП РФ по развитию ЭЗЦ и экологии» и «ОПОРЫ РОССИИ», благодаря этому был налажен диалог с депутатами Госдумы РФ и ЗакСо Свердловской области. В результате мы пришли к выводу о необходимости поддержки создания проекта верхнеуровнего федерального закона о создании ЭЗЦ, разрабатываемого Министерством природных ресурсов РФ.
– О создании отрасли по переработке вторичного сырья говорят много и на всех уровнях. Но реально полноценной отрасли пока нет. Почему?
– Это действительно так. Потому что до сих пор элементы новой ЭЗЦ пытались встроить в линейную систему обращения с отходами, а роль и функционал каждого субъекта-участника цепочки законодательно не регламентированы. Они все должны работать синхронно и слаженно. Но федерального закона об ЭЗЦ пока нет, поэтому нет и единого механизма отрасли как таковой. А есть лишь ее отдельные звенья.
Правительство РФ относится ответственно к проблеме переработки отходов, многое уже сделано. Вступили в силу основные поправки, утверждённые 451-ФЗ от 04.08.2023 года, которые реформируют систему расширенной ответственности производителя (РОП). Производитель обязан нести ответственность за утилизацию продукции, которая после использования станет отходом. Каждый производитель сам принимает решение: утилизировать продукцию, которая потеряла потребительские свойства, самостоятельно, либо привлекает утилизаторов, либо платит в бюджет.
За невыполнение требований экологического законодательства существует административная ответственность.
ППК Российский экологический оператор (ППК РЭО) разработал такой интересный инструмент, как Реестр утилизаторов. Он позволяет подтвердить, какими именно мощностями обладают утилизирующие компании, какие отходы принимают на утилизацию, и какое вторичное сырье получают. Эти показатели должны отражать, сколько полезного продукта может произвести утилизирующая компания, а сколько уйдет на захоронение.
С января 2024 года предприятия-переработчики должны отчитываться о своей деятельности ежеквартально. Постановка на учет принятых на утилизацию отходов теперь должна вестись регулярно, как в бухучете: необходимо учитывать, сколько отходов взяли на утилизацию и каков товарный выход – все это делается с целью исключения недобросовестных участников рынка.
– Какова цель перехода на экономику замкнутого цикла?
– Сегодняшняя практика по обращению с отходами крайне расточительна. Стекло, пластик, бумага, пищевые отходы перемешиваются в одном дворовом мусорном контейнере, трудно сортируются, из-за чего вывозятся на полигоны и закапываются. Растут горы мусора, отравляя природу, а новые товары и упаковка производятся из первичного природного сырья. При таком подходе никаких, даже самых богатых природных ресурсов, надолго не хватит!
Переход на ЭЗЦ позволит решить фундаментальные межотраслевые задачи в сфере обращения с отходами, вовлекая их в полноценный вторичный оборот. Один раз добытое сырье не должно уходить на полигоны (как сегодня), а обязано использоваться многократно.
Наша инициативная экспертная группа подготовила дорожную карту создания структуры ЭЗЦ, которая состоит из 10 основных пунктов.
– Расскажите о ней подробнее. Чего не хватает для создания полноценной и действующей структуры ЭЗЦ на каждом технологическом этапе?
– Дорожная карта предусматривает проработку и упорядочивание всех звеньев технологической цепочки от образования до утилизации отходов.
1. Производитель.
Главным требованием для производителя должно стать максимальное использование такого сырья в производстве, которое можно перерабатывать после того, как оно станет отходом (в частности, упаковка). В бытовом мусоре (ТКО) именно упаковка составляет львиную долю.
Сегодня покупатель, совершая покупку в магазине, в принципе не задумывается, насколько экологична упаковка товара, поддается ли она многократному рециклингу. Например, упаковка сока типа тетрапак направляется на захоронения, что наносит существенный вред экологии. А упаковка в виде ПЭТ-бутылки (пленки, стекла, бумаги, картона и т.д.) утилизируется без проблем. Информация на упаковке должна максимально отражать информацию, в которой указано, из чего она изготовлена, как будет утилизироваться. Вовлечение потребителя в процесс подготовки отхода продукции для переработки – задача производителя.
2. Население (потребители).
Сегодня почти все бытовые отходы (ТКО) население без разбора сваливает в мусорные контейнеры с надеждой, что кто-то их рассортирует и вернет во вторичный оборот. И это неправильно в принципе! Место помоек во дворе должны занять станции раздельного сбора отходов.
Для облегчения идентификации материала, из которого выпущено изделие, для потребителя, производитель обязан нанести на упаковку специальную метку. Она должна занимать не менее 1/3 общей площади информационного поля. К примеру, зеленая метка – зеленый контейнер, желтая – желтый и т.д… Цифровые и оптические технологии позволяют более качественно сортировать мусор по цвету упаковки или через считывание информации на микрополоске (метке) на современных МСК.
Наше население достаточно экологически продвинуто, и как только будет задан алгоритм предварительной сортировки для сепарации отходов на МСК, начнется движение в эту сторону.
3. Управляющие компании и ТСЖ
Переоборудование контейнерных площадок для размещения ТКО на станции по раздельному сбору отходов, задача УК и ТСЖ.
Процесс перехода на раздельный сбор должен контролироваться муниципалитетами при помощи административно-контрольных мер. А отнюдь не добровольно, как сейчас. Население готово сортировать, а разместить негде!
4. Региональные операторы (РО), вывоз раздельно собранных отходов.
В рамках линейной экономики маршрут мусоровозов пролегает от контейнерной площадки до полигона, и лишь небольшая часть мусора попадает на МСК.
Сегодня РО – на тарифе: чем больше рейсов, тем больше заработок. Вывоз раздельно собранных отходов не повысит трудозатраты и расходы региональных операторов, поскольку количество перевозимых отходов останется неизменным. Но надо решить вопрос, какая будет ответственность, если оператор смешает один вид отходов при транспортировке с другим.
5. МСК (мусоросортировочный комплекс)
В каждом МО должен быть создан свой МСК. (А не один-два огромных МСК на весь регион, как сейчас). Необходимо сортировать 100% коммунальных отходов, ведь основная цель – отделить ту часть мусора, которая поддается переработке от той, которая должна размещаться на полигонах. Первую необходимо направлять на переработку в утилизирующие компании, вторую – на обезвреживание и захоронение на мусорном полигоне. Также требуется ввести систему учета и жесткого контроля за объемами выборки полезных фракций и передачу их на утилизацию.
6. Утилизация
Утилизация должна стать регулируемой. Какая часть отходов перерабатывается, а какая – нет, сегодня неизвестно, поскольку никакой статистики не ведется. РО перевозит отходы по тарифу, МСК сортирует по тарифу, отходы на полигонах размещаются по тарифу. Предприятия, утилизирующие отходы, работают на коммерческой основе и берут на переработку только выгодные для бизнеса материалы. Обязательств у них нет!
Требуется отладить механизм, который встраивает в систему переработки отходов утилизирующие компании. Кроме того, надо заинтересовать и обязать МСК, чтобы на утилизацию направлялось не менее 50% отсортированных ТКО.
7-8. Обезвреживание и захоронение. Прежде чем попасть на полигон, неперерабатываемые остатки отходов, оставшиеся после сортировки, должны пройти стадию обезвреживания. Сегодня, это звено между МСК и полигоном отсутствует. В рамках обезвреживания должно происходить либо энергетическая утилизация (через сжигание), либо компостирование пищевых органических отходов, перевод их в стадию гумуса (удобрения для АПК) и RDF-топлива. Чтобы в результате на полигон попадало не более 10% (вместо нынешних 90%) от общей массы отходов. Мошенничество при обработке на МСК можно пресечь при помощи крупных штрафов за рост объемов захоронения.
При таком подходе огромная площадь нынешних полигонов начнет сокращаться в разы, а затем можно будет приступить к переработке накопленных отвалов с последующей рекультивацией земли.
9. Возвращение в оборот восстановленного сырья.
Утилизация должна обеспечивать переработку отходов до уровня товарного сырья. Закон об ЭЗЦ сделает утилизацию экономически выгодной, иначе утилизатор за нее и браться не будет (что сегодня и происходит). Плата РОП должна обеспечивать финансовую стабильность отрасли по возвращению отходов во вторичный оборот.
Предприятия, производящие продукцию, должны использовать вторичное сырье наравне с первичным сырьем, что замкнет цепочку задач по переходу на ЭЗЦ.
10. Контроль со стороны государства.
У государства есть все возможности для стимулирования производства продукции из вторсырья, например Постановление Правительства РФ № 2414 от 29 декабря 2023 г. Появились новые инструменты, но не хватает координации действий всех участников в сфере переработки отходов.
Эту роль должен взять на себя некий управленческий центр – министерство или департамент развития ЭЗЦ, который будет иметь полномочия по координации и контролю всех взаимодействий, а также технологических цепочек участников ЭЗЦ (от производства перерабатываемой продукции до захоронения минимума отходов).
– Каковы ваши ближайшие планы?
– Дорожную карту по формированию структуры ЭЗЦ мы активно продвигаем и обсуждаем со всеми участниками сферы переработки отходов. В феврале 2024 года на площадке УТПП проведен круглый стол на тему о необходимости проведения НИР по переходу на ЭЗЦ. Эту научную работу мы совместно с Правительством региона, планируем реализовать в Свердловской области в рамках пилотного проекта, а также привлечь для этого научные организации, наработать практический опыт, выявить проблемы, предложить пути их решения… Такой подход поможет максимально проработать шаги по реализации региональной программы ЭЗЦ и стать практическим фундаментом для будущего верхнеуровнего закона.
Тогда переход к экономике замкнутого цикла и стопроцентная переработка отходов станут реальностью!
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.