Свою первую компанию заместитель председателя правления Союза отходоперерабатывающих предприятий УрФО, руководитель проекта «Умная переработка» Сергей Пугачев зарегистрировал в 19 лет, и она совсем не была связана со сбором и утилизацией отходов.
Защитив дипломную работу, посвященную жилой застройке, он собрал команду специалистов и с головой окунулся в строительный бизнес. Первым большим опытом стало проектирование дома-музея Солженицына, здания Тверского и Мещанского судов в Москве, жилых комплексов в Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Челябинске, Санкт-Петербурге. Однако в 27 лет Сергей решил переформатировать свой бизнес и вложиться в переработку отходов. Созданные им компании «СП Экология» и «Смарт Рециклинг» поставили перед собой амбициозную цель: организовать в Екатеринбурге раздельный сбор отходов и наладить коммерчески выгодный бизнес по их утилизации. Спустя четыре года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев публично поблагодарил Сергея за значительный вклад, который он вносит в решение экологических проблем региона. В минувшем году ООО «Смарт Рециклинг», владеющее брендом «Умная переработка», было признано областным правительством победителем регионального этапа конкурса «Мы вместе» в номинации «Лидер социальных изменений». Признание областных властей, говорит Сергей Пугачев, добавляет сил и помогает преодолевать препятствия, мешающие реализации амбициозных планов. Однако, утверждает он, без привлечения крупного бизнеса и власти решить проблему с отходами будет невозможно.
Почему вы решили уйти со строительного рынка? Переработка отходов – более перспективный бизнес?
Мы сотрудничали с крупнейшими строительными и проектными компаниями Москвы, реализовали ряд имиджевых проектов. Но нам хотелось не только добиться признания и заработать денег, но и сделать что-то важное для страны в целом. Есть ведь цели разного порядка: работать ради своей безопасности, безопасности семьи, города, а то и всей страны. Мы почувствовали в себе силы замахнуться на цели высшего порядка. Переработка отходов открывает широкое поле деятельности: полигоны в стране растут страшными темпами, создавая реальную угрозу человечеству.
В СССР было немного видов отходов, в основном стекло и бумага, которые собирались и перерабатывались. Поэтому на полигоны свозились преимущественно быстроразлагающиеся биологические отходы. Сейчас ситуация иная: согласно официальной статистике в Свердловской области перерабатывается всего 0,6-1,5 % бытовых отходов – все остальное идет на полигоны для захоронения. Мы выяснили, что от 70 до 90% этих отходов можно направить на переработку. Но у нас в основном перерабатываются лишь пластиковые ПЭТ-бутылки, потому что это самое выгодное сырье, которое можно продать. На пленках, макулатуре, стекле, пакетах, которые выбрасывают в контейнеры жители, заработать сегодня почти невозможно. А стекло, между прочим, составляет практически половину от всего объема отходов. Смотрим экономику: вывоз стеклянной тары стоит 2 рубля за кг, сортировка и стеклобой – 2,5 рубля, доставка на перерабатывающий завод – еще 1–2 рубля. Общая себестоимость выливается в 5,5–6,5 рублей, а предприятия принимают стекло по 3–3,5 рубля за килограмм. Та же картина с картоном. В Екатеринбурге около 200 пунктов по приему макулатуры, которые потом перепродают ее заводам, – в основном в другие регионы страны. Люди, как правило, игнорируют эти пункты сбора, потому что никто из-за 50 руб. не поедет сдавать макулатуру: больше на бензин потратишь.
Вторая проблема заключается в том, что многие виды отходов не подлежат переработке: например, тетрапаки, многослойные пленки (пленка с алюминием), одноразовая пластиковая посуда, вспененные подложки, на которых, как правило, продаются полуфабрикаты. Вернее, их можно переработать, но этим мало кто занимается: те же тетрапаки у нас в стране утилизирует всего один завод, и он дотируется, потому что ему надо делать миллиарды изделий из вторичного сырья в месяц, чтобы даже не получить прибыль, а элементарно организовать переработку такого количества тетрапаков. Технологии распенивания пластика тоже есть, но для них нужно идеально собранное вторичное сырье, и это получается настолько дорого, что производители предпочитают делать подложки из первичного сырья – соответственно, использованный вспененный пластик уходит на полигон. Надо отдавать себе отчет, что качественный вторичный материал стоит порой дороже первичного.
Получается, экономика не позволяет нам наладить утилизацию отходов и мы в них погружаемся все глубже? Может, тогда следует запретить пластиковые изделия?
Запретить производство пластика сложно: уже сложились экономические цепочки, открылись предприятия по выпуску изделий для промышленности. Это дешевый материал, из него можно слепить любой элемент, который подчас бывает лучше металла. Пластиковые трубы служат дольше и подлежат утилизации, пластиковые бутылки раз в тридцать дешевле стеклянных. К тому же в рекламу изделий из пластика вложились мировые концерны, которые убедили людей, что одноразовая посуда и другие изделия из неперерабатываемого пластика (в основном упаковка) – это нормально. Хотя ничего нормального в этом нет: все свозится в итоге на полигон, разрушается природа и отравляется земля, на которой мы живем. Вы только вдумайтесь: мы добываем вредные углеводороды (они являются продуктами химических реакций в недрах планеты), используем их ради своего комфорта, а потом складируем на поверхности земли. Поэтому нет ничего удивительного, что у нас в организме уже присутствуют микропластики. Получаем мы их в основном с пищей: микропластика очень много в планктоне, в водорослях, которыми питается рыба. Количество получаемого нами яда небольшое, но если это происходит регулярно, то риск развития раковых болезней очень повышается.
Ученые считают, что пластик в итоге уничтожит природу планеты, поскольку разлагается сотни лет. Соответственно, есть только один путь спасения человечества: начать убеждать людей не покупать одноразовую посуду и товары в многослойной упаковке, а пластиковую тару, подлежащую переработке, сортировать по видам и выбрасывать в специальные контейнеры.
Это очень серьезный социальный проект, и для его реализации мы объединили утилизирующие компании, создав Союз отходоперерабатывающих предприятий Уральского федерального округа. Я являюсь председателем комитета по утилизации пластика. Изучив иностранный опыт на международных выставках ECOMONDO в Италии и K-polymer в Германии, а также пообщавшись с зарубежными коллегами, мы принялись формировать стратегию развития и внедрять самые современные технологии в России. Построив цепочку из предприятий, перерабатывающих пластик, мы запустили в прошлом году проект «Умная переработка».
За девять месяцев мы собрали 52 тонны отходов на 12 объектах города, которые были отправлены на переработку. Мы установили системы по обучению раздельному сбору в главном офисе Свердловской железной дороги и в ряде подразделений РЖД, в двух зданиях Сбербанка, в технопарке «Сколково», в МФЦ Екатеринбурга, в медицинских учреждениях, в сети магазинов «Пятерочка», во дворах жилых комплексов. Нас поддержали управляющие компании застройщиков «Форум», «Принцип», «Клевер Парк», «Огни Екатеринбурга», «ТЕН» и др. Мы провели более 60 обучающих мероприятий с жителями домов: примерно 15 тыс. горожан стали сортировать отходы.
Количество приемных пунктов будет только расти. Мы продолжаем сотрудничество с РЖД (хотим наладить раздельный сбор отходов в поездах), разрабатываем проекты с Уральским федеральным университетом, с Шарташским лесопарком, с «СКБ Контур». В планах на 2023 г. – установка пилотных систем в школе и детском саду, чтобы дети научились сортировать и в будущем делали это автоматически, и обустройство порядка 30 контейнерных площадок в разных районах города.
Мы не только учим людей сортировать отходы, но и вывозим их и перерабатываем. У нас есть завод в Реже, и еще один мы строим в Тверской области. Весь собираемый нами пластик, кроме ПЭТ-бутылок, идет к нам: на производстве его дробят, моют и доводят до нужного качества, чтобы можно было использовать для выпуска пластиковых изделий. У нас партнерские связи с заводом «Технониколь», где делают из вторсырья гидроизоляционные мембраны, с предприятиями, выпускающим изделия из пластика (стулья, вазоны, столы, полиэтиленовые трубы, детали для машин и оборудования). Кроме того, мы запускаем собственные мощности, на которых будем изготавливать пластиковые доски, скамейки, элементы благоустройства и компоненты для вагонов. Системы по раздельному сбору мы уже производим. Так что экономика замкнутого цикла у нас реализована в полном объеме. Нас заметили власти: меня регулярно приглашают в качестве спикера или эксперта на региональные и федеральные конференции. В частности, на выставке «ИННОПРОМ-2022» я выступил с докладом «Применение вторичных пластмасс в ответственных сферах промышленности». Мы хотим показать, что можно создать систему, при которой большая часть отходов будет отправляться на переработку. Если удастся наладить сбор отходов в масштабах города, тогда можно будет подумать о строительстве у нас заводов по переработке стекла и бумаги.
Что мешает создать такую систему в масштабах города?
Много кто пробовал решить проблему сбора отходов. Но люди не спешат разделять бытовой мусор: считают, что их обманывают, – плата за ТКО растет, а отходы все равно идут на полигон. Дело тут в том, что у регионального оператора нет необходимого оборудования для раздельного сбора и качественной заготовки вторичного сырья, – текущее качество сортировки бытового мусора не соответствует высоким требованиям заводов-изготовителей. Мы брали у оператора пластик после сортировки, но лишь половина его шла в работу. Когда мы научили людей сортировать мусор, мы смогли использовать 95% поступающего к нам пластика. Поэтому очень важно привлечь к раздельному сбору как можно больше горожан. Мы не можем организовать переработку, когда не налажен сбор вторичного сырья. У нас сейчас производство компонентов в Реже загружено лишь на треть. Проект выйдет из минуса, если удастся создать 500–600 систем в городе. Нужны инвестиции в контейнеры, в автомобильный парк, в обучение людей (в каждый пункт сбора наши консультанты выезжали по три-четыре раза).
Мы сейчас понимаем, что в Екатеринбурге можно установить порядка четырех тысяч контейнерных площадок с раздельным сбором отходов, которые позволят перерабатывать до 200 тыс. тонн отходов в год. На это необходимы большие деньги. Мы за свой счет не сможем установить в городе 600-4000 систем. Министерство ЖКХ Свердловской области порекомендовало подключить к сбору отходов предприятия региона. Нам нужно привлечь в проект крупные местные компании – «Сималенд», «Галамарт», «Монетку», УГМК, РМК, – чтобы охватить как можно больше людей.
Мы также приглашаем к сотрудничеству застройщиков города, которым готовы передать все информационные материалы по организации раздельного сбора отходов. Внедрение нашей системы, полагаю, повысит привлекательность жилых комплексов и сознательность граждан, которые, купив квартиру, уже совсем по-другому будут относиться к загрязнению города бытовым мусором. Если предприниматели внесут свой вклад в обучение жителей раздельному сбору, мы сможем изменить ситуацию с экологией. У нас есть все инструменты, чтобы быстро обучить людей и наладить качественную утилизацию отходов. Людям надо прививать моральную ценность, что отходы надо не отвозить на свалку, а перерабатывать.
Одно дело, когда об этом говорим мы, и совсем другое, когда работодатель приучает своих сотрудников сортировать отходы на рабочем месте. Если крупные работодатели организуют у себя контейнерные площадки, мы готовы подписывать соглашения с предприятиями и жилыми комплексами об обслуживании систем. Когда сбор отходов станет масштабным, тогда и переработка будет развиваться.
Большой объем инвестиций потребуется?
Внедрение раздельного сбора с установкой системы на предприятии, у которого в одной точке работает одна-две тыс. человек, обойдется в один-два млн руб. Также предприятия могут выступить спонсором создания 5–10 систем в микрорайоне, где расположены их производственные и офисные корпуса. Это был бы их социальный вклад в решение серьезной проблемы. Мы прорабатываем и такие проекты: договариваемся со спонсорами, с УК, с административными органами. Вообще, чтобы система заработала, необходимо создать кластер. Мы посчитали, что на создание в городе контейнерных площадок, распределительных центров, автомобильного парка требуется порядка полутора-двух млрд руб. Если мы построим свой целлюлозно-бумажный комбинат и создадим условия, чтобы производители товаров приобретали упаковку по рыночным ценам у него, то есть обеспечим сбыт продукции, то проект можно масштабировать: в зависимости от оборудования и мощностей инвестиции в каждый завод могут составить до трех-четырех млрд руб.
Только комплексный подход к проблеме способен изменить ситуацию. ПЭТ-бутылки составляют около 10% от общего объема отходов. Сетки во дворах собирают от этой десятой части всего лишь 3%. Система не работает – большая часть идет на полигон. А мы пытаемся создать расширенную систему сбора пластика. Я и мои партнеры верим, что тренд можно изменить. Год назад 9 из 10 моих собеседников говорили, что наладить эффективный раздельный сбор невозможно. А люди стали сортировать отходы. Проект в РЖД позволил за восемь месяцев вернуть в экономику девять тонн вторичных ресурсов. Раньше всего лишь 3% сотрудников СвЖД сортировали мусор – сейчас, по нашим данным, их количество достигло 60%. Если нам удастся вовлечь в проект хотя бы 20% жителей Екатеринбурга, то мы сможем построить пять-шесть заводов по переработке отходов, что позволит развивать технологии по изготовлению товаров из вторичных ресурсов и экспортировать последние в другие страны. За рубежом такие технологии применяются уже около тридцати лет. Мы не глупее иностранцев – надо лишь изменить свое сознание: раздельный сбор отходов должен стать привычкой нашего общества.
г. Екатеринбург, ул. Крылова, 27
Тел.: +7 (343) 382-49-13
E-mail: sm-recycling@mail.ru
Сайт: www.sm-recycling.ru
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.