В Свердловской области более 200 тысяч компаний работают в сфере малого и среднего бизнеса. Спустя два года после пандемии впервые зарегистрирован рост. А вот что будет дальше, прогнозировать сложно. Согласно общероссийской статистике, две трети предприятий МБ весной столкнулись с сокращением выручки, около шести процентов владельцев закрыли или закроют свой бизнес, чуть больше десяти процентов компаний остаются на плаву. По мнению руководителя комитета по товарному рынку Союза малого и среднего бизнеса СО Игоря Лобанова останавливаться предпринимателям рано, а вот адаптироваться под новые реалии однозначно придется.
Спады и подъемы в предпринимательской деятельности - дело привычное. Особенно в «уличном» бизнесе. За то время, что я в этой сфере, а зашел в нее в 1995 году, столько всего уже «наслучалось», что это научило не удивляться и не переживать, лишь оперативно меняться, решать вопросы, идти в ногу со временем, преодолевая все сложности и напасти. Чем только не приходилось заниматься в лихие 90-ые и переменчивые нулевые. Окончив школу №1 им.Максима Горького, затем горный техникум в городе Асбесте, где родился и вырос, понял, что перспектив в родном городке нет, в стране раздрай, с одной сумкой уехал в Екатеринбург навстречу новому «Я». Обучение продолжил в Уральском институте коммерции и права на факультете «юриспруденция и налоговое право». А свою первую зарплату получил, работая охранником, куда устроился в первый день лета, 1 июня.
Так получилось, что и на первую работу устраивался, и свой бизнес начинал я в районе Автовокзала. В киоске продавали разливное пиво вместе с хот-догами. Потом в моду вошли остановочные комплексы «пиво, водка, сигареты» — мы тоже открыли. Когда то одним, то другим запретили торговать, перешли на арендный бизнес: игровые автоматы, кредиты, сотовая связь. Схлынули эти — появился общепит. Все, что становилось актуальным, какие тенденции возникали, — то мы и пробовали, брали и делали на свой риск и страх , а иначе ни как.
Помню, на Родонитовой поставили павильон, а там улиц как таковых еще не было. Чтобы попасть туда, требовалось по колено в грязи шагать, специально надевали сапоги, когда шли на объект. А первый киоск собственноручно приводил в порядок, средств на сотрудников тогда не было , приходилось всё делать самому: и ремонтировать, и красить. Надышался краски так, что долго еще мучился головной болью. Позже не раз об этом вспоминал, потому что именно тогда, наверное, я и осознал, что каждый должен заниматься своим делом. Сейчас у нас достаточно объектов и для меня важно все: и то, кто там работает, и то, что именно он продает.
Проработав в малом бизнесе не мало лет, столкнулся с таким количеством проблем (административные, криминальные, налоговые и тд), что понял: решать их в одиночку — это тупиковый путь развития отрасли. Поэтому мы вместе с другими, такими же предпринимателями решили, что надо создать некое комьюнити, нужна грамотная юридическая поддержка, нужен обмен опытом.
Чтобы перестать сражаться с административными монстрами в одного. А сражаться приходится постоянно. Если вспомнить фильм «Карнавальная ночь» и товарища Огурцова, то можно представить масштабы бедствия малого бизнеса, когда то тут, то там происходит общение с этим персонажем. В кино, кстати, деятельность этого собирательного образа советского бюрократа выглядит смешно. В жизни это нисколько не весело. Поменьше бы таких «товарищей Огурцовых», которые якобы помогают нам работать, и дышать стало бы значительно легче.
История по ликвидации в городе ларьков и павильонов, а многие к тому времени владельцы уже не раз обновили и заменили по просьбе местных властей в честь разных крупных событий, сильно встряхнула местный мир предпринимателей. Понятно, что такое решение наши градоначальники подсмотрели у москвичей. Те очень бодро взялись за устранение мелкорозничной торговли, которая по мнению элиты не выдерживает конкуренции с крупными сетевыми магазинами, а значит вымирает как неэффективный вид, да и не вписывается в облик современного города. Только столичные чиновники немного путаются в «показаниях»: мелкий бизнес «не вымирает», для него создаются такие условия, включая бюрократизм и волокиту, что и ведет к разорению и вымиранию.
Люди в 90-ые так не паниковали, как некоторое время назад. Представьте: вы десятки лет трудились, вкладывались в свое дело, а вам сообщают «Мы вас всех завтра сносим!». Предприниматель хоть и зовется индивидуальный, но за ним всегда есть коллектив, пусть и небольшой, ведь столько людей может остаться без рабочих мест. Семьи с разными жизненными обстоятельствами, которые могут одномоментно остаться без средств к существованию. Малый бизнес Екатеринбурга это событие очень сильно сплотило. Однако чтобы нас услышали, чтобы с нами вступили в диалог, мало быть мощным сообществом, нужны законные основания, представительное лицо.
Знакомство с СРОО «Народный контроль» для меня лично стало настоящим открытием. Не столько наличие такой организации, сколько реальная помощь и поддержка от них. На ее примере мы решили создать в Союзе малого и среднего бизнеса СО комитет по товарному рынку. И вот уже год консультируем начинающих предпринимателей, даем советы по аренде, налогам и ведению бухгалтерии, оказываем юридическую поддержку, разбираемся в самых разных вопросах. И, наконец, комитет помогает выстраивать общение с различными структурами в официальной плоскости. Мы для этого объединялись, для этого и создавались. Несмотря на большой опыт работы в уличной торговле, я понимаю: запрос от конкретного предпринимателя — это общая проблема, меня самого завтра подобное может накрыть. Поэтому, как бы пафосно это ни звучало, помогая другим, я помогаю и себе.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.