Персона ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: как Петербургские театры адаптировались к условиям новых реалий.

ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: как Петербургские театры адаптировались к условиям новых реалий.

27.06.2022

Когда 17 марта 2020 года Министерство Культуры приостановило работу всех подведомственных ему учреждений, это было катастрофой. Как частные, так и государственные культурные организации лишились доходов на ближайшие месяцы. Петербургские театры были вынуждены приостановить свою основную деятельность. Были запрещены репетиции и показы спектаклей даже с небольшим количеством зрителей, отменились все гастроли и международные театральные фестивали, многие премьеры перенеслись на неизвестный срок. Единственным правильным решением в тот момент было перевести театры в онлайн-формат. Но оказалось, что это не так-то просто. В отличие от музеев и других заведений культуры, театр – это очень многосоставная организация. За каждым спектаклем стоит целая группа людей – это актеры, режиссеры, сценаристы, хореографы, звукорежиссеры, осветители сцены, работники пошивочного цеха, костюмеры, реквизиторы, гримеры и многие другие. Переместить всю театральную структуру за короткие сроки в онлайн-режим и при этом не потерять во время перехода на новый формат большую часть зрителей было практически невыполнимой задачей. Но тем не менее, многим Петербургским театром это удалось.


Культурная вакцина
Во время карантина социальные сети заменили настоящий зрительный зал, а видеоархивы, накопленные за годы работы театра, были выпущены в эфир и дали зрителям возможность посмотреть те постановки, которых уже нет в репертуаре. На официальных сайтах и в социальных аккаунтах театров появились новые формы общения с аудиторией, были придуманы актуальные рубрики, запустились онлайн-проект.
Актеры театра «Мастерская» запустили в социальных сетях рубрику «Казусы Мастерской», в которой охотно делились с читателями неловкими моментами, которые случились с ними во время спектаклей. Артист театра Максим Студеновский рассказал о том, как во время спектакля «Грезы любви или женитьба Бальзаминова» после фразы «Лукьян Лукьяныч посадил старшую в карету и уехал» у кого-то в зрительном зале сработал навигатор и громко выстроил маршрут. БДТ запустился онлайн-проект «БДТdigital», в рамках которого выходили регулярные рубрики «Гимнастика дня» и «Песня дня» и появился наносериал «Что слышно в БДТ». Молодежный театр на Фонтанке в помощь родителям во время карантина создал в социальной сети «Вконтакте» онлайн-проект «Засыпаем с Молодежным», в котором артисты театра читали детские сказки Джанни Родари. В социальных сетях Александринского театра были прошло 7 онлайн-показов спектаклей прошлых лет, среди которых были «Ревизор», «Невский проспект», «Человек равно человек» и др. А 21 марта 2020 года, в самый разгар пандемии и впервые за 264 года существования Александринского театра на его сцене прошла премьера спектакля «Маузер» режиссером которого стал Теодорос Терзопулос. В зрительном зале не было ни одного человека, но театр осуществил прямую трансляцию спектакля дал старт проекту дистанционных показов. Актер театра Игорь Волков, вспоминая этот день так: «Это было в марте, когда это безумие только началось, была трансляция спектакля в режиме онлайн. Мы понимали, что нас смотрят очень много людей, но в зале пустота. Незабываемые эмоции».


Многие петербургские театры приняли участие в благотворительном проекте, который запустили Большой Драматический театр им. Г.А. Товстоногова (БДТ), журнал «Театр» и Фонд профилактики рака «Не напрасно». Артисты в прямом эфире читали монологи врачей, борющихся с коронавирусной инфекцией, и помогали собирать средства в поддержку Мариинской больницы и НИИ имени Джанелидзе в Санкт-Петербурге. Весной 2020 года Фондом «Не напрасно» было собрано 3 870 000 рублей.

Проект Александринского театра «Другая сцена» как тренд постпандемии
В 2020 году Александринский театр представил мультижанровый виртуальный проект «Другая сцена». Авторами цикла оригинальных спектаклей онлайн-формата стали молодые режиссёры, драматурги, композиторы, хореографы и медиахудожники. Этот проект стал находчивым решением проблемы доступа в театр в период повсеместных карантинных ограничений позапрошлой весной. Невозможность показать спектакли в традиционном формате трансформировалась в удачную возможность представить зрителям принципиально новые постановки, доступные для просмотра в любых условиях.
Первым показом в рамках проекта «Другая сцена» стала премьера онлайн-перформанса «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство» 26 мая 2020 года. Это интерактивный спектакль в жанре «судебный детектив», основанный на пьесе Бориса Акунина: по сюжету коллегия присяжных в реальном времени выносит вердикт по весьма запутанному делу. Показ прошел в официальной группе Александринского театра ВКонтакте, а также на сайте театра. В ходе трансляции можно было сделать пожертвование – собранные средства были переданы благотворительным фондам «Артист» и «Детский хоспис».


Следующим событием на «Другой сцене» стала премьера аудиального интерактивного спектакля «Театр у аппарата», во время которого зрители могли напрямую связаться с артистами, позвонив по специальному номеру, и услышать в их исполнении прозаические тексты известных авторов, а также театральные предания и байки из прошлого Александринского театра. В проекте приняли участие народный артист России Николай Мартон, заслуженный артист России Сергей Кузнецов и другие актеры театра.

 
Постепенно карантинные ограничения для посещения массовых мероприятий были сняты, и уже 2 сентября 2020 года Александринский вновь открыл свои двери для зрителей. В это время проект «Другая сцена» не просто продолжил свое существование, программа стремительно развивалась, появлялись новые интересные постановки. Так, осенью 2020 года афишу «Другой сцены» пополнили: онлайн-концерт «Рейв над городом»; онлайн-читки пьес драматургов магистратуры РГИСИ; документальный социальный форум-театр «Через час» режиссера Алексея Едошина и драматурга Ксении Савельевой; экспериментальный аудиовизуальный перформанс от композитора Андрея Бундина «Оркестр микробиом» и спектакль в Instagram «Синяя борода» от молодых режиссеров-магистрантов РГИСИ.

 
В марте 2021 года программу «Другой сцены» открыл цикл «Сцена суда». Спектакли проходили в зрительном зале и транслировались в официальной группе театра в ВКонтакте. Зрители в режиме реального времени решали исход судебного разбирательства. Художник Фемистокл Атмадзас специально для проекта создал пространство, похожее на телестудию, которое трансформировалось в зависимости от хода рассматриваемого дела. Таким образом были представлены спектакли «Суд над Раскольниковым» по пьесе Саши Филипенко (режиссер Антон Оконешников) и «Крайм» (режиссер Кирилл Люкевич).


В новом театральном сезоне 2021-2022 проект «Другая сцена» вернулся в обновленном формате – 25 и 26 декабря на Новой сцене Александринского театра прошел фестиваль молодых петербургских режиссёров. Программа состояла из коротких спектаклей на стыке театра, перформанса и современных технологий. Зрители могли посетить сразу несколько мероприятий, купив единый билет-абонемент на дневной или вечерний показ.

Пандемия стала не только сложным периодом для всех петербургских театров, но и дал большой толчок для развития новых театральных направлений, заставил театры адаптироваться к условиям тяжелой реальности, дал возможность заявить о себе на различных интернет-платформах и в социальных сетях. Проекты, придуманные в период карантина, когда театры лишились возможности проводить живые спектакли, не только заменили зрителям посещение театров и подогрели интерес аудитории, но и стали театральными трендами, актуальными и сейчас, и дали толчок к развитию новых форм и направлений театрального искусства. Пандемия доказала нам, что искусство актуально в любые времена и будет жить вечно.

Текст: Александра Иванова, Анна Атутова

Предыдущая новость АКСИОМА РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ШАГ НАЗАД – ЭТО ДВА ШАГА ВПЕРЕД

Email-рассылка

Прямая ссылка на оформление email-рассылки

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Новое

Общественные объединения получат субсидии на социально значимые проекты

Губернатор Александр Беглов подписал постановление «О порядках предоставления в 2022 году субсидий в виде грантов общественным объединениям в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений в связи с реализацией проектов общественных объединений».

чам.jpg

Минцифры предложило ужесточить правила аккредитации IT-компаний

Минцифры планирует регулярно проверять все компании из реестра аккредитованных на соответствие необходимым требованиям. IT-компаниям необходимо будет вести раздельный учет доходов, и в бухгалтерской отчетности, сформированной за предыдущий отчетный период, должна быть отражена выручка от профильной деятельности. Стартапы, не имеющие выручки, но инвестирующие в ИТ, также предлагается аккредитовывать.

В Петербурге стартует второй этап поддержки кинопроизводителей

1 августа был объявлен второй в 2022 году этап поддержки кинопроизводителей. Ежегодно субсидии направляются на создание в Петербурге национальных полнометражных, короткометражных, документальных, анимационных, историко-публицистических, а также многосерийных фильмов.

Сейчас читают

Общественные объединения получат субсидии на социально значимые проекты

Губернатор Александр Беглов подписал постановление «О порядках предоставления в 2022 году субсидий в виде грантов общественным объединениям в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений в связи с реализацией проектов общественных объединений».

Минцифры предложило ужесточить правила аккредитации IT-компаний

Минцифры планирует регулярно проверять все компании из реестра аккредитованных на соответствие необходимым требованиям. IT-компаниям необходимо будет вести раздельный учет доходов, и в бухгалтерской отчетности, сформированной за предыдущий отчетный период, должна быть отражена выручка от профильной деятельности. Стартапы, не имеющие выручки, но инвестирующие в ИТ, также предлагается аккредитовывать.

В Петербурге стартует второй этап поддержки кинопроизводителей

1 августа был объявлен второй в 2022 году этап поддержки кинопроизводителей. Ежегодно субсидии направляются на создание в Петербурге национальных полнометражных, короткометражных, документальных, анимационных, историко-публицистических, а также многосерийных фильмов.

250x220.gif


баннер 728х90_NB_октябрь 2020.jpg


В тему!
Интересное для Вас

Секреты успеха: как ресторан может выдержать конкуренцию

Ресторанный бизнес в Екатеринбурге набирает обороты. По последним данным, количество заведений общественного питания в городе перевалило за 2,5 тысячи. Вместе с тем, растет конкуренция. Чтобы......

«Бери Заряд!»,

В Пермь пришёл сервис «Бери Заряд!», на станциях которого можно арендовать зарядное устройство для смартфона...

Оглашены результаты премии «Писатель года»

Журнал National Business провел премию «Писатель года» в рамках постоянной рубрики «Книги». В премии не было жюри, всё решили голоса читателей....