Персона Зачем инвесторам тематические фонды

Зачем инвесторам тематические фонды

09.11.2021

Тематические биржевые фонды появились на рынке сравнительно недавно, однако уже успели завоевать популярность у частных инвесторов. Исполнительный директор УК «Альфа-Капитал» в Нижнем Новгороде Иван Аверинский — о том, во что они вкладывают и стоит ли делать на них ставку.

Управляющие компании продолжают расширять линейки своих биржевых фондов. Спрос на них со стороны частных инвесторов необычайно высок. Например, в октябре на Московской Бирже торговали бумаги более 110 биржевых ПИФов и ETF. По информации ЦБ, только в их бумаги вкладывают порядка 2 млн частных инвесторов. При этом у большинства частных инвесторов объем вложений в биржевые ПИФы не превышает 10 тыс. рублей, что, как считает регулятор, свидетельствует о высоком интересе со стороны розницы.

Более половины существующих в России биржевых фондов инвестируют в акции, примерно треть — в облигации. Около трети активов биржевых фондов вложено в инструменты в валюте. Например, высоким спросом у частных инвесторов пользуются биржевые ПИФы, в портфелях которых есть акции иностранных компаний, входящих в известные индексы. Например, по данным портала Investfunds.ru, фонды «Альфа-Капитал S&P500» и «Технологии100» уверенно входят в топ-10 самых крупных биржевых фондов в России как по активам, так и по объемам привлечения.

В этом году на отечественном рынке массово начали появляться особые фонды — тематические, которые инвестируют в отдельные отрасли или даже узкие секторы экономики. Как и другие типы биржевых фондов, тематические могут инвестировать в различные классы активов, и формально они мало различаются: управляющий собирает портфель акций разных компаний одной отрасли или направления, а инвестор, вкладывая в акцию фонда или пай, покупает долю сразу во всех компаниях и получает доступ в интересующий его сектор.

Зачастую появление нового фонда зависит от предпочтений инвесторов, клиенты как бы «подсказывают» управляющим тренды для дальнейшего развития продуктовой линейки. Например, на фоне пандемии у многих людей возник повышенный интерес к отраслям, связанным с медициной и фармакологией. Многие осознают, что на фоне старения населения планеты и последствий эпидемии COVID-19 востребованность услуг компаний этих секторов продолжит расти, а значит, вырастут их финансовые показатели и капитализация. Поэтому в этом году УК «Альфа-Капитал» запустила на Московской Бирже торги паями специального «медицинского фонда» — «Альфа-Капитал Медицина», который предполагает инвестиции в бумаги крупных иностранных компаний из таких отраслей, как фармацевтика, биотехнологии и медицина.

Тематические фонды обычно фокусируются на долгосрочных социальных и экономических тенденциях, таких как прорывные технологии, изменение климата или изменение поведения потребителей. Такие фонды позволяют инвестировать в ряд самых горячих тенденций и отраслей: от блокчейна до облачных вычислений, от чистой энергии до кибербезопасности. Частному инвестору, особенно если он обладает небольшим капиталом, тематические фонды дают возможность просто и дешево собрать портфель компаний интересующего его сектора экономики. В противном случае, чтобы собрать такой портфель, одному инвестору потребовались бы серьезные финансовые затраты, включая издержки на экспертизу для отбора самых перспективных компаний. Кроме того, купить их паи клиенты УК могут даже в том случае, если у них нет брокерского счета на бирже: например, в УК «Альфа-Капитал» клиенты имеют возможность купить в рамках стратегии доверительного управления бумаги практически всех биржевых ПИФов под управлением компании.

Поскольку главная идея в тематических фондах заключается в том, чтобы собрать в портфель бумаги того или иного сектора (не следует путать эту стратегию с отраслевыми инвестициями), причем отнюдь не всегда это крупные и известные на рынке компании, и управляющий исходит из оценки перспектив роста сектора по той или иной теме. По сути, это попытка разыграть тренд, оседлать волну, которая может вынести наверх всю отрасль. Например, если вы считаете, что в ближайшие годы будет спрос на альтернативные источники энергии или появятся революционные технологии в робототехнике, значит, можно попробовать найти подходящий тематический ПИФ или ETF.

К сожалению, в отличие от американского рынка, где торгуются бумаги сотен разных тематических ETF, на нашем рынке выбор у инвестора не такой большой. Например, сейчас на Московской Бирже можно купить бумаги фондов, инвестирующих в киберспорт, зеленые технологии, биотехнологический сектор, медицину. Однако на рынке постоянно появляются все новые стратегии. В сентябре УК «Альфа-Капитал» вывела на биржу уникальный фонд — «Альфа-Капитал Космос», в портфеле которого есть акции 20 компаний — поставщиков продукции для космической отрасли. В их числе — BOEING, THALES SA, TERADYNE INC, AVIO SPA, VIASAT, Virgin Galactic. Средства будут инвестироваться равными долями, и ежеквартально управляющий фондом будет проводить ребалансировку активов. В планах компании — новые биржевые фонды.

Инвестирование в тематические фонды может принести более высокую потенциальную доходность, чем инвестиции в другие активы, благодаря тому, что их портфели зачастую составлены из акций «компаний роста». Скажем, прошлый год стал для них очень успешным, большинство обыграли индекс Morningstar Global Markets. Поэтому это отличный способ приумножить свой капитал на фондовом рынке. Хотя при этом, конечно, не следует забывать, что высокая потенциальная доходность всегда несет в себе повышенные риски, а тематические фонды могут очень остро реагировать на негативные события на рынке и на новости. Поэтому, пытаясь «оседлать» новый тренд, не нужно забывать о правилах диверсификации вложений, а также о том, что хороший результат зачастую приносит терпеливое и долгосрочное инвестирование в выбранные активы, а не тактика «купи — продай».

Предыдущая новость Рост кадров определяет рост вашей компании
Следующая новость Финансы, инвестиции, доходность: полет нормальный?

Email-рассылка

Прямая ссылка на оформление email-рассылки

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

Новое

"Автобус, кровать, ванна", или как рождается креатив?

Мы живем в эпоху перемен, когда тенденции сменяют одна другую, поэтому необходимо двигаться в одном темпе с миром. Но не менее важно в этом стремительном потоке успевать посмотреть на свой бизнес под иным углом и поощрять себя на создание чего–то нового и необычного. Как это сделать наилучшим образом – именно об этом мы и решили поговорить с Оксаной Пикулёвой–Харгел, которая согласилась провести нас сквозь психологический лабиринт прямиком к эффективным решениям вопросов креативности в бизнесе. 

чам.jpg

Судьба планеты в наших руках или в мусорных пакетах?

Мы все любим, когда в доме царят чистота и порядок, убираемся, расставляем все по своим местам и выкидываем мусор. Но часто ли мы задумываемся о том, какая судьба ожидает те пакеты мусора, которые мы ежедневно выносим из своих домов? К одному мусорному пакету из нашей квартиры прибавим пакеты соседей по лестничной клетке, сложим их с пакетами из квартир на каждом этаже и умножим на количество подъездов в жилом доме. Только жителями одного многоквартирного дома ежедневно могут выбрасываться около 1000 мусорных мешков. А теперь попробуйте представить количество таких мешков в нашей стране. Пакетик с мусором, который мы относим на свалку, уже не кажется таким безобидным, правда?

Новые горизонты Игоря Фарбера

«У особенных людей пока еще все по-настоящему. Они не сидят в Instagram, не выкладывают свои фотографии. У них какая-то своя жизнь, свой мир. И мне захотелось попасть туда, к ним» - Игорь Фарбер.

Игорь Александрович Фарбер с детства занимался музыкой, учился на эстрадно-джазовом отделении, посещал актерские кружки и был частым гостем в театральных гримерках. Свою судьбу наш герой хотел связать с музыкой, но жизнь упорно вела его в другое направление. Он нашел себя в искусстве, но не в музыкальном, а в парикмахерском, и добился больших высот. Игорь Фарбер преподавал в лучших школах нашего города, открыл собственную Академию искусства, стиля и красоты и разработал уникальную методику преподавания для людей с ограниченными возможностями. Игорь Александрович признается, что школа парикмахерского искусства была единственным учебным заведением, в котором он не прогулял ни одного дня. 

Сейчас читают

"Автобус, кровать, ванна", или как рождается креатив?

Мы живем в эпоху перемен, когда тенденции сменяют одна другую, поэтому необходимо двигаться в одном темпе с миром. Но не менее важно в этом стремительном потоке успевать посмотреть на свой бизнес под иным углом и поощрять себя на создание чего–то нового и необычного. Как это сделать наилучшим образом – именно об этом мы и решили поговорить с Оксаной Пикулёвой–Харгел, которая согласилась провести нас сквозь психологический лабиринт прямиком к эффективным решениям вопросов креативности в бизнесе. 

Судьба планеты в наших руках или в мусорных пакетах?

Мы все любим, когда в доме царят чистота и порядок, убираемся, расставляем все по своим местам и выкидываем мусор. Но часто ли мы задумываемся о том, какая судьба ожидает те пакеты мусора, которые мы ежедневно выносим из своих домов? К одному мусорному пакету из нашей квартиры прибавим пакеты соседей по лестничной клетке, сложим их с пакетами из квартир на каждом этаже и умножим на количество подъездов в жилом доме. Только жителями одного многоквартирного дома ежедневно могут выбрасываться около 1000 мусорных мешков. А теперь попробуйте представить количество таких мешков в нашей стране. Пакетик с мусором, который мы относим на свалку, уже не кажется таким безобидным, правда?

Новые горизонты Игоря Фарбера

«У особенных людей пока еще все по-настоящему. Они не сидят в Instagram, не выкладывают свои фотографии. У них какая-то своя жизнь, свой мир. И мне захотелось попасть туда, к ним» - Игорь Фарбер.

Игорь Александрович Фарбер с детства занимался музыкой, учился на эстрадно-джазовом отделении, посещал актерские кружки и был частым гостем в театральных гримерках. Свою судьбу наш герой хотел связать с музыкой, но жизнь упорно вела его в другое направление. Он нашел себя в искусстве, но не в музыкальном, а в парикмахерском, и добился больших высот. Игорь Фарбер преподавал в лучших школах нашего города, открыл собственную Академию искусства, стиля и красоты и разработал уникальную методику преподавания для людей с ограниченными возможностями. Игорь Александрович признается, что школа парикмахерского искусства была единственным учебным заведением, в котором он не прогулял ни одного дня. 

250x220.gif


баннер 728х90_NB_октябрь 2020.jpg


В тему!
Интересное для Вас

Секреты успеха: как ресторан может выдержать конкуренцию

Ресторанный бизнес в Екатеринбурге набирает обороты. По последним данным, количество заведений общественного питания в городе перевалило за 2,5 тысячи. Вместе с тем, растет конкуренция. Чтобы......

«Бери Заряд!»,

В Пермь пришёл сервис «Бери Заряд!», на станциях которого можно арендовать зарядное устройство для смартфона...

Оглашены результаты премии «Писатель года»

Журнал National Business провел премию «Писатель года» в рамках постоянной рубрики «Книги». В премии не было жюри, всё решили голоса читателей....