О тенденциях в бизнес-образовании, современном корпоративном обучении и работе с реальными бизнес-процессами в крупнейших компаниях региона NB поговорил с уникальным специалистом с более чем сорокалетним опытом, доцентом НИУ ВШЭ, приглашенным преподавателем ПИМУ, НГТУ и ННГАСУ, кандидатом психологических наук и бизнес-консультантом Людмилой Васильевной Свиридовой.
В практике Людмилы Васильевны Свиридовой большое количество реализованных проектов на стыке технических и кадровых бизнес-задач в компаниях по всему Приволжскому федеральному округу, таких как Павловский автобусный завод, судоходная компания «Волжское пароходство», Заволжский моторный завод, Заволжский завод гусеничных тягачей и многих других.
Людмила Васильевна, как за последние годы меняются подходы к бизнес-образованию?
Сегодня рынок бизнес-образования в России проактивно отвечает на новые вызовы и общеэкономическую ситуацию. И хотя этот рынок весьма неоднороден, обучение в корпоративных центрах компаний претерпевает ощутимые изменения в последние годы. В бизнес–образовании руководители на сегодняшний день сфокусированы, в первую очередь, на операционную эффективность, цифровую и организационную трансформацию, рассматривают варианты пересмотра собственной стратегии. Сегодня в рамках бизнес-программ у слушателей можно отметить интерес к направлениям по разработке продуктов с небольшими финансовыми вложениями, актуальны вопросы поиска новых подходящих зарубежных рынков и перестройки логистических цепочек.
В свое время, читая лекции в Шведском институте менеджмента (IFL), я обратила внимание на большой интерес к моим лекциям по стратегическому управлению человеческими ресурсами. Прослушав курс, шведские коллеги были впечатлены: «Как же так, мы шли к этому уровню развития персонала 60 лет, а вы, русские, догнали нас за 20?». Это был лучший комплимент уровню развития нашего бизнес-образования, ориентированного на корпоративное обучение в компаниях.
На что ориентируется современный руководитель при повышении своей квалификации?
Скорость жизни очень растет, поэтому еще в 2010 году стало очевидно, что спрос на классические MBA программы ощутимо просел, во всех основных бизнес-школах стала прослеживаться тенденция на сокращение объема спроса на классические программы MBA в пользу более быстрых Mini и Executive MBA. Хочу отметить, что европейская часть России очень сильно откатилась в сторону более коротких программ, хотя, к примеру, на Урале, в Екатеринбурге, спрос на классические программы пока сохраняется. Думаю, что данную тенденцию нельзя игнорировать.
Какие программы сегодня востребованы у организаций при корпоративном обучении?
Сегодня актуальна ориентация на краткосрочные программы с прикладными аспектами деятельности компании и живыми кейсами по проблематике деятельности организации. Приоритетным для успешных руководителей и успешных компаний становятся такие навыки, как системное мышление, навыки в управлении персоналом, принятие управленческих решений, деловое общение и переговорные процессы.
Но самая востребованная компетенция в последнее время - лидерское поведение. Примером может служить Президентская программа «Управление производительностью» в НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
Большой интерес представляет и такая форма обучения для преподавателей, врачей и ординаторов в ПИМУ, как «Школа кадрового роста», где слушателям предлагаются 20 моих курсов, из них 3 в онлайн-формате.
Что нового можно заметить в подходе к повышению квалификации у специалистов?
До недавнего времени в традиционном классическом обучении часто использовались кейсы, симуляторы, игры, работа над проектами, однако редко дело доходило до действий и внедрения. Но есть и максимально успешные практики. Например, благодаря ректору ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России Н.Н. Карякину, сегодня можно получить дополнительное бизнес-образование в форме переподготовки по таким направлениям, как менеджмент, маркетинг и экономика. Это является серьезным прорывом в подготовке медицинских работников, выпускники получают дипломы переподготовки и необходимые знания, которые могут стать серьезным вкладом в развитие нашего здравоохранения.
При современном дефиците кадров на промышленных предприятиях играет ли роль для соискателя качественная база корпоративного обучения?
Обратите внимание, что существующая ситуация в промышленности показывает, что сегодня практически невозможно подобрать персонал, удовлетворяющий требованиям наличия профессионально важных и личностных качеств, сформированных на производстве требований карт компетенций. Как правило, сегодня организации при существующем кадровом голоде ориентируются на минимальный уровень этих компетенций, и имеют мощную учебную базу для их развития у вновь принятых работников. Со своей стороны, кандидаты полагают, что приобретение востребованных производственных профессий (оператор и наладчик станков с ЧПУ и обрабатывающих центров и т.п.) они смогут получить непосредственно на базе учебного центра компании с необходимым оборудованием, симуляторами и программным обеспечением. Примером такой практики является Завод им. 70-летия Победы, где центры подготовки не только готовят кандидатов и обучают основам и требованиям новой профессии, но и сертифицируют полученные знания, умения и навыки соответствующим документом с указанием разряда и уровня квалификации.
Как Вам помогает сочетание технического и психологического образования в рамках консультирования компаний?
Базовое техническое образование дает системность по многим важным аспектам. В бизнес-образовании всегда использую свои знания психологии на стыке с техническими. Практически все мои проекты в бизнес-образовании связаны с деятельностью промышленных предприятий. Мы разговариваем с участниками проектов на одном языке.
Что Вас вдохновляет в Вашей работе? Где Вы черпаете вдохновение и силы для дальнейших свершений?
Я четко и неукоснительно следую правилам жизни творческого человека, всегда стараюсь делать больше, чем обещала сделать, постоянно пробую новое, учу других тому, что сама хорошо знаю, и уже на основе этих знаний стараюсь развивать своих учеников.
А ими я очень горжусь! И всегда считаю, что талантливым людям надо помогать, а бездарность пробьется сама! За более чем 40-летнюю педагогическую и научную деятельность мною воспитано очень большое количество выпускников ПТУ, техникума, вузов, бизнес-школы НИУ ВШЭ, а также формах корпоративного обучения в компаниях. Всех перечислить очень сложно! Многие из них достигли больших успехов в своих компаниях и бизнесах, и мы до сих пор поддерживаем с ними отношения.
Я выступала внешним консультантом по ряду проектов по разработке стратегии развития Арзамасского, Городецкого и Шахунского районов по заказу Администрации Нижегородской области, где было приятно видеть результаты собственной работы. При моем участии в разработке проекта стратегии развития Павловского автобусного завода в 2000 году предприятие вышло из глубокого кризиса и увидело новые перспективы.
Постоянно повышаю уровень своих научных и прикладных знаний в области консалтинга и коучинга, являясь сертифицированным тренером Шведского института менеджмента и Евросоюза по работе с производственными компаниями Восточной Европы. Вы скажите, что все это теперь не актуально. Не соглашусь с вами. Из «каждого свинства можно вырезать кусок окорока».
При этом я не останавливаюсь на достигнутом, и сейчас передо мной стоит задача по повышению эффективности деятельности крупной компании, для чего рассматриваю возможность разработки кадрового проекта, что при современном дефиците кадров особенно актуально.
Email-рассылка
Прямая ссылка на оформление email-рассылкиРаз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.